Финансирование малого и среднего бизнеса в Египте

user rusadmin calender 14 Сен 2022 views 19 Views
news

Несмотря на рост кредитной активности в Египте, египетские банки продолжают пользоваться «большой финансовой гибкостью», поскольку соотношение кредитных средств к депозитам остается низким и составляет всего 42% [1]. Этот показатель частично объясняется тем, что незначительная часть розничных и корпоративных клиентов «фактически имеет банковский счет кредитора/дебитора» [2].

В последнее время, в соответствии с продолжающимися реформами, проводимыми президентом Абдельфаттахом Ас-Сиси, направленными на стимулирование экономической активности и на повышение финансовой доступности, Центральный банк Египта тесно сотрудничает с банками, в частности государственными (такими как Банк Каира, Банк Эль-Ахли, Банк Суэцкого канала, Банк Маср) для увеличения кредитования малого и среднего бизнеса, имея в виду, что этот сегмент представляет собой «основу отечественной экономики» [3]. В соответствии с программой, Центральный банк обязал египетские банки «выдавать 20% от общего портфеля кредитов малым и средним предприятиям» [4]. Ожидается, что это обеспечит 350 000 МСП 200 млрд EGP (египетских фунтов) в течение ближайших четырех лет по процентной ставке 5% [5]. Более того, ЦБ в сотрудничестве с EBRD и EIB предоставил банкам средства для «направления в МСП и снижения требований к кредитам для МСП» [6]. Под программу подпадают малые и средние предприятия с годовым доходом от 1 миллиона EGP до 20 миллионов EGP [7]. Процентная ставка по кредитам установлена на уровне 5% с ежегодным снижением и выплачивается в течение 5 лет.

Для получения кредита в Египте субъектам малого и среднего бизнеса необходимо представить все уставные документы компании, финансовую отчетность за последние два года, подписать кредитное соглашение с банком и не предоставлять никаких залогов. Единственным исключением является то, что кредит не предоставляется тем, кто работает в сфере импорта — он в первую очередь направлен на поддержку местных производителей и поставщиков, приобретение оборудования и спецтехники, необходимых для производства, и стимулирование создания рабочих мест.

Ограниченный доступ к финансированию и высокие требования к залоговому обеспечению являются основными препятствиями для роста египетских предприятий, как было отмечено экспертами на 20-й ежегодной конференции Euromoney в Каире [8]. Требуемый залог составляет примерно 2,7-3 доллара США на каждый взятый в долг доллар, в то время как в других странах мира он находится на отметке 1,97 доллара США [9]. Согласно исследованию предприятий Всемирного банка, стоимость залога для МСП в Египте составляет 296-317% от стоимости кредита по сравнению с региональным показателем MENA в 203% [10]. По мнению экспертов, «это не проблема доступа к финансированию, это недостаток институциональных и политических компонентов» [11], поскольку реестр движимых активов в Египте отсутствует, а стоимость судебных разбирательств высока.

Первый шаг был сделан, однако остальные еще предстоит увидеть. Регулирующая часть истории все еще находится в зачаточном состоянии, поскольку первый закон, регулирующий микрофинансовые услуги небанковских учреждений, был принят в ноябре 2014 года.

[1] Банк Ауди, «Экономический отчет по Египту: Между восстановлением внутренней экономики и бременем проблем внешнего сектора» (2016), доступ получен 27 февраля 2017 на сайте http://www.bankaudi.com.eg/Library/Assets/EgyptEconomicReport-2016-English-040615.pdf

[2] там же

[3] там же

[4] https://thinkmarketingmagazine.com/central-bank-of-egypt-planning-to-fund-egyptian-smes-with-200-billion-egp/

[5] там же

[6] там же

[7] https://www.alexbank.com/Cms_Data/Contents/AlexBank_En/Media/Publication/Weekly/14-1-2016.pdf

[8] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/3/0/139988/Business/0/Egypt-must-do-more-to-boost-access-to-finance-for-.aspx

[9] там же

[10] там же

[11] там же.

SME Financing in Egypt-Youssry Saleh Law Firm

SME Financing in Egypt

Yulia V. Akinfieva, M.B.A,LL.M.   28 Apr 2018   927 Views
SME Financing in Egypt

Although the lending activity in Egypt has been growing, Egyptian banks continue to enjoy ‘large financial flexibility as the credit facilities to deposits ratio remains low at a mere 42%’[1]. This figure is partially due to the fact that a minor portion of retail and corporate bases ‘actually have a creditor/debtor bank account’[2].

Recently, according to the ongoing reforms undertaken by President Abdelfattah Al-Sisi, aiming to boost economic activity and raise financial inclusion, the Central Bank of Egypt is working closely with banks, in particular state-owned (such as Bank of Cairo, El Ahli Bank, Bank of Suez Canal, Bank Misr) to increase SMEs credit keeping in mind that this segment represents ‘the backbone of the domestic economy’[3]. In alignment with the program, the CBE obliged Egyptian banks to ‘give out 20% of their total loans portfolio to SMEs’[4]. This is expected to provide 350,000 SMEs with EGP 200 billion within the upcoming four years at an interest rate of 5%[5]. Moreover, the CBE in collaboration with EBRD and EIB, has availed funds to the banks to be ‘channeled unto SMEs and lowered requirements for SME loans’[6]. The qualifying companies under the program are small and medium enterprises with annual revenues ranging from EGP 1 million and not exceeding EGP 20 million[7]. The interest rate for the loans is fixed at 5% annual decreasing rate payable in 5 years.

In order to obtain the loan in Egypt, SME is requested to submit all statutory documents of the company, last two years’ financial statements, sign the loan agreement with the bank, and not provide any collaterals. The only exclusion is that the loan is not granted to those working in import, it is primarily targeted to support local producers and suppliers, purchase of equipment and machinery needed for production, and stimulate job creation.

Interesting to note that limited access to finance and high collateral requirements are the major obstacles to Egyptian enterprises’ growth, were noted by experts at the 20th annual Euromoney Conference in Cairo[8]. The collateral required is approximately USD 2.7-3 for every borrowed dollar whereas elsewhere in the world it stands at the mark of USD 1.97[9]. According to the World Bank Enterprise Survey, the value of collateral for SMEs in Egypt stands at 296-317% of the value of the loan compared to 203% MENA’s regional indicator[10]. According to experts, ‘it is not an access to finance issue, it is a deficiency in institutional and policy components’[11] as the movable asset registry in Egypt is non-existent and cost of litigation is high.

The first step has been taken, the remaining, however, is yet to be seen. Regulation part of the story is still in embryonic stage with the first law regulating micro-finance services by non-banking institutions being introduced in November 2014.

[1] Bank Audi, ‘Egypt Economic Report: Between the Recovery of the Domestic Economy and the Burden of External Sector Challenges’ (2016) accessed 27 February 2017 at http://www.bankaudi.com.eg/Library/Assets/EgyptEconomicReport-2016-English-040615.pdf

[2][2] ibid

[3] ibid

[4] https://thinkmarketingmagazine.com/central-bank-of-egypt-planning-to-fund-egyptian-smes-with-200-billion-egp/

[5] ibid

[6] Ibid (1)

[7] https://www.alexbank.com/Cms_Data/Contents/AlexBank_En/Media/Publication/Weekly/14-1-2016.pdf

[8] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/3/0/139988/Business/0/Egypt-must-do-more-to-boost-access-to-finance-for-.aspx

[9] ibid

[10] ibid

[11] ibid

Yulia V. Akinfieva, M.B.A,LL.M.

Partner, Management Consultant

Mrs. Yulia V. Akinfieva is a business professional, experienced management consultant with mature business acumen accumulated over 15 years of work who brings her cross-cultural and cross-disciplinary experience in business and management to the team to better understand clients’ needs.