Банковское дело в Египте: защита клиентов

user rusadmin calender 5 Сен 2022 views 41 Views
news

Правовая защита клиентов банка в соответствии с законодательством Великобритании

Отношения между банком и клиентом могут быть классифицированы как агентский договор, который предполагает сохранение конфиденциальности указанных отношений. Как правило, агент обязан проявлять заботу и конфиденциальность по отношению к своему доверителю[1].

Знаковым делом, в котором была выявлена обязанность соблюдать конфиденциальность и ее принципы, стало дело Турнье против Национального провинциального и Юнион Банка Англии[2]. Определенные принципы, в соответствии с которыми банку разрешается раскрывать информацию о клиентах, следующие:

1) В тех случаях, когда банк вынужден по закону раскрывать информацию;

2) Если у банка есть публичная обязанность раскрывать информацию;

3) Если собственные интересы банка требуют раскрытия информации;

4) Если клиент дал согласие на раскрытие информации[3]. 

Кроме того, банки начали включать четкое обязательство о конфиденциальности в свои условия работы с клиентами, и, следовательно, конфиденциальность стала четким юридическим термином в договоре банкира с клиентом[4].

Дополнительные права на конфиденциальность клиента банка предоставляются в соответствии с DPA 1998[5], который был принят в соответствии с Директивой ЕС о защите данных[6], касающейся защиты лиц в отношении обработки личной информации и ее свободного перемещения.

DPA 1998 налагает на контролера данных ряд обязательств в отношении соблюдения «принципов защиты данных»[7]. Контролер обязан «использовать персональные данные честно и законно»[8] только для тех целей, для которых данные предназначены «без каких-либо изменений: быть достаточными, актуальными и точными»[9]. Кроме того, должны быть предприняты соответствующие процедуры в отношении несанкционированного / незаконного использования данных, их повреждения и/или потери[10]. Как правило, обработка личной информации подпадает под действие Закона, хотя существует несколько исключений[11], что во многом соответствует принципам, установленным в Турнье, где информация о клиентах может быть раскрыта в связи со следующим:

1) Обработка данных в целях национальной безопасности не подпадает под действие принципов защиты данных;
2) Обработка данных для предотвращения/раскрытия преступлений или для целей налогообложения освобождается от защиты;

Кроме того, защита обеспечивается в соответствии с HRA 1998[12], которая включает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ЕКПЧ) в английском праве следующими способами: а) требуя от английских судов толковать все законы «настолько, насколько это возможно…способом, совместимым с правами ЕСПЧ; б) делает незаконным действия «государственного органа», несовместимые с правами ЕСПЧ; в) вводит процедуру, посредством которой суды могут объявлять законодательство несовместимым с правами ЕСПЧ»[13]. Статья 8(1) HRA считает любое нарушение прав человека незаконным, в то время как статья 8(2) предусматривает условия, которые должны соблюдаться государственными органами, чтобы избежать незаконного использования конфиденциальных персональных данных[14].

FSA 2012[15], вносящий поправки в FSMA 2000[16], предусматривает службу финансового омбудсмена, направленную на оказание помощи в разрешении споров между потребителями и финансовыми учреждениями, такими как банки, страховые компании и финансовые компании. Как показывают тематические исследования[17], незначительная ошибка со стороны банка может вызвать серьезные проблемы, в частности, если клиент ведет бизнес. Было замечено, что незначительные канцелярские ошибки могут привести к серьезным потерям для бизнеса[18]. И, следовательно, банки должны смотреть и взвешивать результаты своих действий с точки зрения «убытков» и «причиненных страданий и неудобств»[19].

Правовая защита клиента банка в соответствии с законодательством Египта

По сравнению с защитой персональных данных в банковском секторе, предоставляемой в соответствии с законодательством Великобритании, в Египте нет специального закона, регулирующего защиту персональных данных. Однако в различных законах и нормативных актах Египта содержится несколько положений, касающихся защиты данных. Что касается финансового сектора, Египетский Закон о банковской деятельности № 88/2003[20] предусматривает конфиденциальность клиентов и информации об их счетах, тогда как Президентский указ № 59/1990[21] регулирует обязанность банков сохранять тайну информации, относящейся к счетам, депозитам, операциям клиентов, и не разглашать такую информацию без письменного разрешения клиента или решения, вынесенного компетентным судом/органом[22]. В Исполнительном регламенте Закона № 148/2001 об ипотечном финансировании[23] (с поправками, внесенными Указом Премьер-министра № 465/2005) содержится аналогичное положение, которое предусматривает конфиденциальность данных клиентов компаний, занимающихся ипотечным финансированием. Кроме того, в Конституции можно найти дополнительные положения, касающиеся прав граждан на неприкосновенность частной жизни, а также в Гражданском кодексе[24], который регулирует сбор, использование и обработку персональных данных, в то время как Закон Египта о гражданском статусе № 143/1994 содержит положения, касающиеся данных о гражданском статусе граждан.

Интересно отметить, что египетские законы и нормативные акты не предусматривают определения персональных данных или конфиденциальных персональных данных. Единственным законом, в котором содержится такое определение, является Закон Египта о труде № 12/2003[25].

Контролеры персональных данных необходимы для управления данными клиентов и счетов в банках, но по закону они не обязаны принимать конкретные меры против несанкционированной обработки, случайной потери или удаления/повреждения персональных данных. Контролер будет привлечен к ответственности, если такой ущерб возникнет в результате его/ее бездействия. Кроме того, в законодательстве Египта нет обязательного юридического требования сообщать компетентным органам о нарушениях безопасности данных или потерях.

Должна ли банковская информация быть скрытой или раскрытой?

Как отметила Гвендолин Гриффитс[26], «раскрытие информации в настоящее время выигрывает спор»[27], учитывая недавние глобальные инициативы, такие как стандарт AEOI для информации о финансовых счетах (стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах в налоговых вопросах)[28], принятый почти 50 юрисдикциями, и предыдущие усилия США, Германии и Великобритании в их усилиях по достижению прозрачности с целью выявления финансирования терроризма и уклонения от уплаты налогов[29]. Однако эти меры, принятые в целях расширения раскрытия информации, создают напряженность и юридические трудности в отношении хрупкого баланса между правовыми рамками, регулирующими конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни, и целями правительств с точки зрения максимизации доходов за счет отслеживания уклоняющихся от уплаты налогов и пресечения финансирования терроризма в корне. Конфликт обостряется в трансграничном контексте. И, следовательно, на примере Египта (который отказался от межведомственного обмена информацией о финансовых счетах), права Великобритании на получение информации о налогоплательщике регулируются ее местными законами, в то время как налогоплательщик-нерезидент будет пользоваться конфиденциальностью и защитой данных в соответствии с египетским законодательством.

Египетские банки воздерживаются от вовлечения в политические повестки дня и усилия экстерриториальных органов, а также от участия в спорах, не относящихся к их прямой компетенции, в соответствии со статьей 7 Президентского указа №. 59/1990 о конфиденциальности банковских счетов[30]: «без ущерба для любого более строгого наказания любое лицо, нарушающее положения статей 1, 2 и 5 настоящего закона, подлежит тюремному заключению на срок не менее одного года и штрафу в размере не менее десяти тысяч египетских фунтов и не более двадцати тысяч фунтов»[31]. И, следовательно, банковская тайна здесь является частью уголовно-правового режима. И поэтому те юрисдикции, где существует такая правовая база, могут отказаться сотрудничать в плане раскрытия информации, за исключением уголовных дел и правовых оснований для раскрытия информации, исходя из того, что раскрытие информации может нанести ущерб суверенитету, безопасности и интересам государства. И хотя раскрытие информации становится все более распространенным явлением, конфликт между «конфиденциальностью и раскрытием информации и конфликтующими национальными интересами будет продолжаться»[32].

[1] Регал (Гастингс) Ltd против Гулливера [1942] 1 All ER 378; Бордман против Фиппса [1967] 2 AC 46

[2] Турнье против Национального провинциального и Союзного банка Англии [1924] 1 К.Б. 461 в 427

[3] http://www.financial-ombudsman.org.uk/publications/ombudsman-news/45/45_bankers_duty.htm

[4] https://wealth.barclays.com/en_gb/home/others/client-terms-and-conditions.html

[5] Закон о защите данных 1998 года (DPA)

[6] Директива 95/46/EC о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных

[7] С Абдула, «Обязанность Банка соблюдать конфиденциальность, раскрытие информации в сравнении с кредитными справочными агентствами; Дальнейшие шаги по защите прав потребителей: «Модель утверждения» (2013) Том 19 Выпуск 4 Европейский журнал текущих правовых вопросов, доступ к которому получен 1 февраля 2017 года по адресу http://webjcli.org/article/view/296/405#_edn47

[8] там же

[9] там же

[10] Закон о защите данных 1998 года, раздел 1(4)

[11] DPA 1998, Часть 4, раздел 28, 29, 36

[12] Закон о правах человека 1998 года

[13] Э.П. Эллингер, Э. Ломницка и К.В.М. Хэйр, Современное банковское право Эллингера, (5-е изд., Издательство Оксфордского университета, 2011) 175

[14] Статья 8(2): Государственный орган не должен вмешиваться в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это соответствует закону и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественной безопасности или экономического благосостояния страны, для для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

[15] Закон о финансовых услугах 2012 года (FSA)

[16] Закон о финансовых услугах и рынках 2000 года (FSMA)

[17] Там же (3)

[18] там же

[19] там же

[20] Закон о банковской деятельности № 88/2003

[21] Президентский указ № 59/1990 о конфиденциальности банковских счетов

[22] Закон о банковской тайне 205 от 1990 года, статья 1 https://www.google.com.eg/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiS7-3l0e7RAhXM1hQKHRIjAroQFggkMAI&url=http%3A%2F%2Fwww.track.unodc.org%2FLegalLibrary%2FLegalResources%2FEgypt%2FLaws%2FEgypt%2520Banking%2520Laws%2520and%2520Presidential%2520Decrees%2520All.pdf&usg=AFQjCNGGq0RolLjQlRXROtiQMlLa0_Ij4A&sig2=KplR09VY0q0lpMHwiPmjFw&bvm=bv.145822982,d.d24

[23] Исполнительные положения Закона № 148/2001 об ипотечном финансировании

[24] Гражданский кодекс № 131 за 1948 год

[25] Закон о труде № 12/2003

[26] В январе 2007 года Гвендолин Гриффитс заявила следующее на веб-сайте Британской ассоциации банкиров (BBA).

[27] Си Проктор, «Налоги, терроризм и банковская конфиденциальность» (2008) https://www.twobirds.com/en/news/articles/2008/tax-terrorism-and-bank-confidentiality

[28] Автоматический обмен информацией ОЭСР, доступ к которому был получен 1 февраля 2017 года по адресу http://www.oecd.org/tax/transparency/automaticexchangeofinformation.htm

[29] Там же (27)

[30] Президентский указ № 59/1990 о конфиденциальности банковских счетов

[31] там же

[32] Там же (27).

Banking in Egypt: Protection of Customers-Youssry Saleh Law Firm

Banking in Egypt: Protection of Customers

Yulia V. Akinfieva, M.B.A,LL.M.   1 Apr 2019   574 Views
Banking in Egypt Protection of Customers-Youssry Saleh Law Firm

Legal Protection of Bank Customers Under the UK Law

The banker-customer relationship can be classified as an agency contract which entails privacy to be maintained of the said relationship. In general, an agent owes a duty of care and privacy to his principal[1].

The milestone case identifying the duty of confidentiality and its principles was the case of Tournier v National Provincial and Union Bank of England[2]. The identified principles where a bank is permitted to disclose customers’ information are:

  1. Where the bank is compelled by law to disclose the information;
  2. If the bank has a public duty to disclose the information;
  3. If the bank’s own interests require disclosure; and
  4. Where the customer has agreed to the information being disclosed[3].

Furthermore, the banks have started incorporating explicit obligation of confidentiality in their terms and conditions in dealing with customers, and hence, confidentiality has become an explicit legal term in the banker-customer contract[4].

Further rights to confidentiality of a bank’s customer are granted under the DPA 1998[5] which was enacted in alignment with the EU Data Protection Directive[6] dealing with the protection of persons with regards to processing of personal information and its free movement.

DPA 1998 imposes several obligations on a data controller with regards to compliance with the ‘data protection principles’[7]. The controller is obliged to ‘use personal data fairly and legally’[8] for only those aims which the data is meant for ‘without any changes: to be sufficient, relevant and precise’[9]. Moreover, relevant procedures must be undertaken in relation to unauthorized/illegal usage of data, its damage and/or loss[10].Generally, processing of the personal information is covered by the Act, while several exceptions[11] are available, very much in line with the principles established in Tournier, where customers’ information can be disclosed due to the following:

  1. Processing of data for the purpose of national security is exempt from data protection principles;
  2. Processing of data for the prevention/detection of crime or for taxation purposes is exempt from protection;

Further, protection is found under the HRA 1998[12] which incorporates the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms 1950 (ECHR) into English law in the following ways: a) by requiring the English courts to construe all legislation ‘so far as it is possible to do so…in a way which is compatible with the ECHR rights; b) making it unlawful for a ‘public authority’ to act in a way that is incompatible with ECHR rights; c) introducing a procedure whereby the courts can declare legislation incompatible with ECHR rights’[13]. Article 8(1) of the HRA deems any contravention of an individual’s rights as illegal, whereas Article 8(2) provides conditions to be met by the public authorities to avoid illegal use of sensitive personal data[14].

The FSA 2012[15] amending FSMA 2000[16] provides for financial ombudsman service aimed at helping to settle disputes between consumers and financial institutions such as banks, insurance companies, and finance companies. As case studies show[17] a minor mistake on the part of a bank may cause serious problems, in particular if the customer is operating a business. It has been observed that minor clerical errors might lead to serious business losses[18]. And, hence, banks must look and weigh the outcome of their actions in terms of ‘losses’ and ‘caused distress and inconvenience’[19].

Legal Protection of Bank Customer Under Egyptian Law

In comparison to the protection of personal data in the banking sector granted under the UK law, Egypt does not have a specific law which regulates protection of personal data. However, there are several provisions in relation to data protection to be found in various laws and regulations in Egypt. In relation to the financial sector, Egyptian Banking Law No. 88/2003[20] provides for the confidentiality of customers and their account information whereas the Presidential Decree No. 59/1990[21] governs the duty of banks to maintain secrecy of information related to the customers’ accounts, deposits, transactions, and not to disclose such information without either a written permission of the customer or a decision rendered by a competent court/body[22]. The Executive Regulations of Mortgage Finance Law No. 148/2001[23] (amended by the Prime Minister Decree No. 465/2005) provides a similar clause which stipulates confidentiality of the data of the customers of mortgage finance companies. Moreover, further provisions can be found in the Constitution concerning the individuals’ right to privacy as well as in the Civil Code[24] which governs the collection, use and processing of personal data whereas Egyptian Civil Status Law No. 143/1994 contains provisions regarding citizens’ civil status data.

It is interesting to note that the Egyptian laws and regulations do not provide for definition of personal data or sensitive personal data. The only law that addresses such a definition is Egyptian Labor Law No. 12/2003[25].

Personal data controllers are required for managing the customer and account data in banks but they are not required by law to take specific measures against unauthorized processing, accidental loss or deletion/damage of personal data. The controller will be held liable if such damage results from his/her omission. Also, there is no mandatory legal requirement in the Egyptian law with regards to reporting data security breaches or losses to the competent authorities.

Shall the Banking Information Be Concealed or Revealed?

As Gwendoline Griffiths[26] noted, indeed, ‘disclosure is winning the argument at present’[27] given the recent global initiatives such as AEOI standard for financial account information (the Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters)[28] accepted by almost 50 jurisdictions, and previous efforts by US, Germany and the UK in their efforts to achieve transparency in order to uncover terrorist financing and tax evasion[29]. However, these measures taken towards increased disclosure create tensions and legal difficulties with regards to a sensitive balance between legal frameworks governing confidentiality and privacy and aims of governments in terms of maximizing revenues through tracking tax evaders and cutting terrorism financing in its root. The conflict intensifies in a cross-border context. And, therefore, taking an example of Egypt (which refused cross-jurisdiction exchange of financial account information), the UK’s rights to seek information on a tax payer is governed by its local laws, whereas the non-resident taxpayer will enjoy the confidentiality and data protection under the Egyptian statutes.

Egyptian banks refrain from being caught in political agendas and extra territorial bodies’ efforts as well as being in the middle of a dispute outside of their direct concern, as pertinent to Article 7 of the Presidential Decree No. 59/1990 concerning the confidentiality of bank accounts[30]: ‘without prejudice to any stricter penalty, any person violating the provisions of Article 1, Article 2 and Article 5 of the present law shall be liable to imprisonment for a period of no less than one year, and a fine of no less than ten thousand Egyptian Pounds, and not exceeding twenty thousand pounds’[31]. And, hence, the bank secrecy herein is part of the criminal law regime. And therefore, those jurisdictions where such legal framework exists might refuse to cooperate in terms of disclosure except for the criminal matters and legal basis for disclosure on the premises that disclosure might prejudice sovereignty, security and the state’s interest. And although the disclosure is becoming more common, the conflict between ‘confidentiality and disclosure and conflicting national interests will continue’[32].

[1] Regal (Hastings) Ltd v Gulliver [1942] 1 All ER 378; Boardman v Phipps [1967] 2 AC 46

[2] Tournier v National Provincial and Union Bank of England [1924] 1 K.B. 461 at 427

[3] http://www.financial-ombudsman.org.uk/publications/ombudsman-news/45/45_bankers_duty.htm

[4] https://wealth.barclays.com/en_gb/home/others/client-terms-and-conditions.html

[5] Data Protection Act 1998 (DPA)

[6] Directive 95/46/EC on the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data

[7] S Abdulah, ‘The Bank’s Duty of Confidentiality, Disclosure Versus Credit Reference Agencies; Further Steps for Consumer Protection: ‘Approval Model’ (2013) Vol 19 Issue 4 European Journal of Current Legal Issues accessed 1 February 2017 at http://webjcli.org/article/view/296/405#_edn47

[8] ibid

[9] ibid

[10] Data Protection Act 1998, sch.1(4)

[11] DPA 1998 Part 4, Section 28, 29, 36

[12] Human Rights Act 1998

[13] E.P. Ellinger, E. Lomnicka & C.V.M. Hare, Ellinger’s Modern Banking Law, (5th edn., Oxford University Press, 2011) 175

[14] Article 8(2): There shall be no interference by a public authority with the exercise of this right except such as is in accordance with the law and is necessary in a democratic society in the interests of national security, public safety or the economic well-being of the country, for the prevention of disorder or crime, for the protection of health or morals, or for the protection of the rights and freedoms of others.

[15] The Financial Services Act 2012 (FSA)

[16] Financial Services and Markets Act 2000 (FSMA)

[17] Ibid (3)

[18] ibid

[19] ibid

[20] Banking Law No. 88/2003

[21] Presidential Decree No. 59/1990 concerning the confidentiality of bank accounts

[22] Bank Secrecy Law 205 of 1990, Article 1 https://www.google.com.eg/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiS7-3l0e7RAhXM1hQKHRIjAroQFggkMAI&url=http%3A%2F%2Fwww.track.unodc.org%2FLegalLibrary%2FLegalResources%2FEgypt%2FLaws%2FEgypt%2520Banking%2520Laws%2520and%2520Presidential%2520Decrees%2520All.pdf&usg=AFQjCNGGq0RolLjQlRXROtiQMlLa0_Ij4A&sig2=KplR09VY0q0lpMHwiPmjFw&bvm=bv.145822982,d.d24

[23] Executive Regulations of Mortgage Finance Law No. 148/2001

[24] The Civil Code No. 131 for the year 1948

[25] Labour Law No. 12/2003

[26] In January 2007, Gwendoline Griffiths had the following to say on the British Bankers’ Association (BBA) Web site

[27] C Proctor, ‘Tax, Terrorism and Bank Confidentiality’ (2008) https://www.twobirds.com/en/news/articles/2008/tax-terrorism-and-bank-confidentiality

[28] OECD Automatic Exchange of Information accessed 1 February 2017 at http://www.oecd.org/tax/transparency/automaticexchangeofinformation.htm

[29] Ibid (27)

[30] Presidential Decree No. 59/1990 concerning the confidentiality of bank accounts

[31] ibid

[32] Ibid (27)

Yulia V. Akinfieva, M.B.A,LL.M.

Partner, Management Consultant

Mrs. Yulia V. Akinfieva is a business professional, experienced management consultant with mature business acumen accumulated over 15 years of work who brings her cross-cultural and cross-disciplinary experience in business and management to the team to better understand clients’ needs.