Изменение трудовых контрактов в одностороннем порядке

Изменение трудовых контрактов в одностороннем порядке

Youssry Saleh & Partners   28 Мар 2017   517 Views

Изменение трудовых контрактов в одностороннем порядке: с какими рисками сталкиваются рабочие?


Введение
В рамках своих полномочий, работодатель имеет право свободно вводить новые меры, связанные с рабочим временем и условиями, в том случае, если данные меры не приводят к изменениям в существенной оговорке трудового контракта (1) в ущерб работнику. Если работодатель желает изменить существенную оговорку контракта в ущерб работнику, требуется согласие последнего.
Однако даже без выраженного согласия рабочего по отношению к вносимым изменениям, работодатель имеет право на введение новых рабочих условий путем применения следующей процедуры (2), аналогичной той, которая применяется при увольнении с предварительным уведомлением. Во время данной процедуры рабочий имеет право отказаться от предлагаемых изменений. Два решения Апелляционного суда (3) демонстрируют правовые действия, которые работодатель может применять в случае введения таких изменений, в зависимости от того, если:
• работодатель не произвел юридической процедуры по изменению контракта; или
• изменения носили незаконный характер.
В первом случае контрактные изменения будут считаться недействительными, а во втором – работодатель будет нести ответственность за неправомерное увольнение

Иск о признании недействительности односторонних изменений работодателя
Если работодатель не соблюдает определенные правовые требования (4) в ходе процедуры односторонней модификации, работник имеет право подать иск в суд по трудовым вопросам для аннулирования изменения, даже после его вступления в силу. Если односторонняя модификация аннулируется, обе стороны продолжают свою деятельность в том ключе, до вступивших в силу изменений. Таким образом, последствия аннулирования действий могут стать критичными для работодателей.
Риск аннулирования действий увеличивается для работодателей, которые не соблюдали процедуры и сроки, предусмотренные статьями L124-2 и L.124-3 Трудового кодекса, особенно в тех случаях, когда одностороннее изменение затрагивает заработную плату работника. Например, Суд по трудовым вопросам (5) недавно потребовал от работодателя выплату задолженности по заработной плате за период с мая 2009 года по февраль 2011 года. В этом случае работодатель изменил существенную оговорку трудового контракта, т.е. сокращение рабочих часов сотрудника с последующим снижением вознаграждения — без выраженного согласия на то работника и без соблюдения юридической процедуры одностороннего изменения контракта. Сотрудник сделал запрос по выплате задолженностей за период с января 2009 года по февраль 2011 года. Суд по трудовым вопросам отметил, что запрос был сделан 29 мая 2012 года и постановил, что иски в отношении заработной платы, причитающейся до мая 2009 года, отклоняются в виду истечения трехлетнего периода, когда можно подавать иски по задолженностям о выплате зарплат. (6) Тем не менее, иск сотрудника, поданный более, чем через три года после сокращения заработной платы, был принят, несмотря на то, что были введены новые условия в течение этих трех лет безапелляционно со стороны работника.

Тем не менее, практически неограниченная возможность подачи иска о недействительности, была поставлена под вопрос Апелляционным судом. В недавнем судебном деле (7) заработная плата сотрудника была сокращена примерно на 7% с мая 2010 года. Сотрудник, в свою очередь, подал иск в суд о недействительности данного изменения в апреле 2012 года (т.е. два года спустя после вступления в силу указанного изменения) и потребовал возмещения задолженности по заработной плате с мая 2010 года. Апелляционный суд, отметив, что судебный иск о признании недействительности введенных односторонних изменений остается открытым после вступления в силу данных изменений, отметил, что сотрудник обязан обращаться в суд в течение «разумного срока».
Таким образом, суд подтвердил, что в принципе, если сотрудник не обращается с иском в суд немедленно после введения изменений, его молчание не подразумевает молчаливое согласие (за исключением особых обстоятельств). Однако, сотрудник обязан действовать в соответствии с требованиями для подачи иска о недействительности вводимых изменений в течение разумного срока. В данном случае, сотрудник не выразил никаких оговорок касательно изменений; как и не потребовал сохранения заработной платы. Соответственно, трудовой контракт рассматривался на основании новых условий, и работник уже не имел право обоснованно потребовать признания недействительности изменений заработной платы позднее, чем через два года, после вступления в силу изменений. Апелляционный суд подтвердил решение суда по трудовым вопросам, заявляя о недопустимости подачи соответствующего иска со стороны работника, несмотря на нарушение проведения законных процедур со стороны работодателя согласно Статье L121-7 Трудового кодекса (8).
Для сравнения, иск о недействительности изменений, поданный в течение двух месяцев с момента введения изменений в одностороннем порядке, считается действительным для рассмотрения. (9) Поэтому, несмотря на еще не совсем определенное понятие «разумный срок», сотрудник обязан принять во внимание риск подачи такого иска в течение одного года с момента введение изменений в одностороннем порядке, которые не соответствуют правовым предписаниям.
Судебный иск о неправомерном расторжение трудового контракта
Если работодатель произвел изменения в одностороннем порядке, соблюдая все процессуальные нормы, (10) изменение считается действительным и обязательным к исполнению для работника по истечении срока уведомления, который указывается в уведомляющем письме. (11) Если работник принимает соответствующее изменение и продолжает работать, любые последующие судебные иски будут в принципе безуспешными.
Прежде чем одностороннее изменение вступает в силу, работник имеет право оспорить и отказаться от принятия таких изменений. Согласно Статье L121-7 Трудового кодекса и прецедентного права, отказ работника принимать внесенные изменения, считается неправомерным увольнением. (13) Это дает право работнику, который отказывается принимать изменения, получать выходное пособие при прекращении контракта (14). Работник также имеет право подавать иск в суд, чтобы оспорить законность тех или иных изменений.
Судебный иск подает таким же образом, как и судебный иск о компенсации за неправомерное расторжение трудового контракта (15). Иск подается в течение трех месяцев с момента уведомления об увольнении или мотивирующего фактора, или в течение одного года после письменного требования работника к работодателю.
Прекращение трудового контракта в связи с отказом работника принять изменение вступает в силу в день, когда работник получает уведомление об изменении. Таким образом, трудовой контракт заканчивается, когда изменение вступает в силу (т.е. истекает срок действия периода уведомления) (16).
На практике отставка работника не требуется, если работник информирует работодателя о своем несогласии с изменением и покидает компанию в день вступления в силу изменения. (17) Если работник не уходит в отставку, а продолжает отказываться принимать новые условия трудового найма, работодатель имеет право рассмотреть возможность увольнения в зависимости от обстоятельств.

Примечания и пояснения
(1) Элемент трудового контракта, который считается существенным — фактически определяющим элементом для сторон — на момент его заключения (CSJ 22374, 29 апреля 1999, Walck v Hôtel LE ROYAL). В принципе, положения, касающиеся отношения правового подчинения, вознаграждения и функций, и задач сотрудника, считаются существенными.
(2) Статья L121-7 Трудового кодекса. Работодатель обязан провести предварительное собеседование, если в компании работают более 150 сотрудников, прежде чем уведомить работника об изменении заказным письмом, в котором также должна быть указана дата вступления изменения в силу. В течение одного месяца с момента получения письма сотрудник имеет право запросить заказным письмом объяснение причин изменения. Работодатель обязан точно ответить на этот запрос заказным письмом в течение одного месяца со дня его получения. Работодатель обязан объяснить и обосновать причины внесения изменений, опираясь на реальные и серьезные проблемы.
(3) Апелляционный суд, дело № 38026 от 3 октября 2013 года; Апелляционный суд, дело № 39336 от 17 октября 2013 года.
(4) Работодатель подвергается потенциальному риску о признании недействительности изменений, в случае подачи иска со стороны работника и, если были нарушены статьи L124-2 (предварительное собеседование) и L124-3 (относительно заказного письма и периода уведомления) Трудового кодекса. Однако Трудовой кодекс прямо не предусматривает, что изменение будет аннулировано, если работодатель не ответит на запрос работника о причинах изменения. В этом случае результат подобен результату увольнения — изменение будет считаться несправедливым, но не будет аннулировано (см. Апелляционный суд, дело № 21501 от 18 июня 1998 года).
(5) Арбитражный суд по трудовым спорам, дело № 1216/13 от 19 марта 2013 года.
(6) Статья 2277 Гражданского кодекса и Статья L221-2 Трудового кодекса.
(7) Апелляционный суд, дело № 39336 от 13 октября 2013 года.
(8) Уведомление об изменении не было отправлено сотруднику заказным письмом в соответствии со статьей L124-3 Трудового кодекса.
(9) Апелляционный суд, дело № 34387 от 3 декабря 2009 года в котором изменение заключалось в изменение функции от кассира до наполнителя заказа.
(10) См.сноску выше 5 для деталей данной процедуры.
(11) Согласно Статье L124-3 (2) Трудового кодекса, период уведомления отличается в зависимости от продолжительности службы работника.
(12) Апелляционный суд, дело № 33326 от 20 июля 2009 года.
(13) Кассационный суд, дело № 30057 и 30400 от 29 марта, 2007 года.
(14) Кассационный суд, дело № 2645 от 18 июня, 2009 года.
(15) Статья L124-11(2) Трудового кодекса.
(16) Апелляционный суд, дело № 38026 от 3 октября, 2013 года.
(17) Апелляционный суд, дело № 38026 от 3 октября, 2013 года.

Unilateral modification of employment contracts - Youssry Saleh Law Firm

Unilateral modification of employment contracts

Youssry Saleh & Partners   24 Mar 2015   487 Views

Unilateral modification of employment contracts: what risks do employers face? Introduction
Employee’s nullity action for unilateral modification Legal action for wrongful termination of employment contract

Introduction

Within the scope of its management powers, an employer can freely impose new arrangements related to working time and working conditions, provided that these do not modify a substantial clause of the employment contract(1) to the employee’s disadvantage. Where the employer wishes to modify a substantial clause of the contract to the detriment of the employee, the latter’s consent is required in principle.

However, even without the employee’s express consent to the proposed detrimental modification, the employer can nonetheless impose new working conditions by following a specific procedure(2) similar to that applicable to dismissal with notice. During this procedure, the employee still has the right to decline the employer’s proposed modification. Two Court of Appeal decisions(3) illustrate the legal actions to which the employer may be exposed for imposing such modifications, depending on whether:

  • the employer failed to comply with the legal procedure for detrimental modification of the contract; or
  • the modification was illegitimate.

In the first case, the contractual modification will be deemed null and void, while in the second case the employer will bear the consequences of an abusive dismissal.

Employee’s nullity action for unilateral modification

If the employer does not respect certain legal requirements(4) during the unilateral modification procedure, the employee may bring an action before the Labour Court to nullify the modification, even after it has entered into force. If the unilateral modification is nullified, both parties will revert to their respective situations before the modification entered into force. Therefore, the implications of a nullity action may be significant for employers.

The risk of nullity thus looms over employers that have failed to comply with the procedure and deadlines prescribed by Articles L124-2 and L.124-3 of the Labour Code, particularly where the unilateral modification affects the employee’s pay. For example, the Labour Court(5) recently required an employer to pay salary arrears covering the period from May 2009 to February 2011. In this case, the employer had modified an essential clause of the employment contract – reducing the employee’s working hours, with a subsequent decrease in remuneration – without the employee’s express consent and without following the legal procedure for a unilateral change to the contract. The employee requested remuneration arrears for the period from January 2009 to February 2011. The Labour Court noticed that the request has been introduced on May 29 2012 and held that the claims regarding the salary due before May 2009 were inadmissible on account of the three-year time limit to claim salary arrears.(6) However, the employee’s nullity action, introduced more than three years after the salary reduction, was admitted, even though the new conditions had been applied during those three years without protest from the employee.

Nevertheless, the practically unlimited possibility to make a nullity claim has been challenged by the Court of Appeal. In a more recent case,(7) the employee’s remuneration was reduced by approximately 7% from May 2010. He filed a nullity action with the court for this modification in April 2012 (ie, two years after the modification had entered into force) and claimed remuneration arrears from May 2010. The Court of Appeal, after noting that a legal action for the nullity of a unilateral detrimental contract modification remains open after the entry into force of the modification, emphasised that the employee nevertheless must act within a “reasonable period”.

Therefore, the court affirmed that in principle, even if the employee does not immediately act, his or her silence does not constitute tacit agreement (except in exceptional circumstances). However, the employee must not remain passive and must initiate a legal action for nullity within a reasonable period. In this particular case, the employee had expressed no reservations about the modification; nor did he demand that his salary be maintained. Consequently, the employment contract was deemed to rely on the new conditions and the employee could not validly request the nullification of his wage modification more than two years after it entered into force. The Court of Appeal therefore confirmed the judgment of the Labour Court by declaring the employee’s nullity action unfounded, despite the employer’s violation of the procedure required by the Article L121-7 of the Labour Code.(8)

In contrast, an action for nullity introduced within two months of the unilateral modification is in principle admissible and founded.(9) Thus, although the concept of an ‘unreasonable period’ has not yet been defined, the employer must take into account the risk of a nullity action for approximately one year after the entry into force of a unilateral and detrimental modification which does not accord with the legal prescriptions.

Legal action for wrongful termination of employment contract

Where the employer has respected the legal procedure for unilateral modification,(10)the modification is considered effective and compulsory for the employee on expiry of the notice period, which must be stipulated in the notification letter.(11) If the employee does not reject the modification and continues to work, any subsequent legal actions will in principle be unsuccessful.(12)

However, before the unilateral modification becomes effective, the employee may contest and refuse to accept the modification. According to Article L121-7 of the Labour Code and case law, an employee’s refusal to accept the modification communicated to him or her constitutes wrongful dismissal.(13) This requalification as dismissal entitles an employee who refuses to accept a modification to a severance payment(14) at the end of the employment contract. The employee is also entitled to bring a legal action before the court to contest the validity of the modification.

The legal action is introduced in the same way as the legal action for compensation for wrongful termination of the employment contract.(15) The action must be introduced within three months of the dismissal notification or the motivating factor behind it, or within one year of the employee’s written claim to the employer.

Termination of the employment contract due to the employee’s refusal to accept the modification takes effect on the day on which the employee is notified of the modification. Thus, the employment contract ends when the modification enters into force (ie, the expiration date of the notice period).(16)

In practice, the employee’s resignation is not required if the employee informs the employer of his or her disagreement with the modification and leaves the company on the day of the modification’s entry into force.(17) If the employee does not resign, but continues to refuse to accept the new conditions of employment, the employer may consider a potential dismissal according to the circumstances.

Endnotes

(1) That is, an element of the employment contract that is considered essential – in effect, a determining element subject to the parties’ consent – at the moment of its conclusion (CSJ 22374, April 29 1999, Walck v Hôtel LE ROYAL). In principle, clauses relating to the legal subordination relation, remuneration and the employee’s functions and tasks are considered essential.

(2) Article L121-7 of the Labour Code. The employer must conduct a preliminary interview if it employs more than 150 employees before notifying the employee of the modification by registered letter, which must also stipulate the date on which the modification will enter into force. Within one month of receipt of the notification letter, the employee may request, by registered letter, explanation of the reasons for the modification. The employer must precisely answer this request by registered letter within one month of its receipt. The employer must explain and justify the reasons for the modification, which must be grounded on real and serious issues.

(3) Court of Appeal Case 38026, October 3 2013; Court of Appeal Case 39336, October 17 2013.

(4) The employer is exposed to a potential claim for nullity from its employee where Articles L124-2 (on the preliminary interview) and L124-3 (regarding the registered letter and notice period) of the Labour Code have been breached. However, the Labour Code does not expressly provide that the modification will be nullified if the employer does not answer the employee’s request for the reasons behind the modification. In this case, the result is equivalent to that of dismissal – the modification will be deemed unfair, but will not be nullified (see Court of Appeal Case 21501, June 18 1998).

(5) Labour Tribunal Case 1216/13, March 19 2013.

(6) Article 2277 of the Civil Code and Article L221-2 of the Labour Code.

(7) Court of Appeal Case 39336, October 13 2013.

(8) The notification of the modification was not sent to the employee by registered letter in accordance with Article L124-3 of the Labour Code.

(9) Court of Appeal Case 34387, December 3 2009, in which the modification was a change of function from cashier to order filler.

(10) Supra note 5 for the details of this procedure.

(11) According to Article L124-3(2) of the Labour Code, the notice period will vary depending on the length of the employee’s service.

(12) Court of Appeal Case 33326, July 20 2009.

(13) Court of Appeal Cases 30057 and 30400, March 29 2007.

(14) Court of Cassation Case 2645, June 18 2009.

(15) Article L.124-11(2) of the Labour Code.

(16) Court of Appeal Case 38026, October 3 2013.

(17) Especially Court of Appeal Case 38026, October 3 2013.