Новое ограничение на Арбитражные оговорки в контрактах между государством и иностранным инвестором

user rusadmin calender 28 Сен 2022 views 42 Views
news

В целях улучшения статуса Египта в отношении международных арбитражных споров, в которых государство является стороной полностью или частично, премьер-министр Египта издал новый Указ № 2592 от 2020 года (далее именуемый «Новый указ»), который фундаментально и неоднозначно изменил положения Указа № 1062 от 2019 года об организации Верховной комиссии для изучения и предоставления заключения по международным арбитражным делам, в которых участвует государство.

Указом № 1255 от 2014 года была учреждена эта Комиссия; последний Указ был отменен и заменен в силу Указа № 1062 от 2019 года.

Первое: Формирование Комиссии

Новым Указом название Комиссии было изменено на Верховную комиссию по арбитражу и международным спорам (далее именуемую «Комиссия»). Новым Указом Комиссия была реформирована, в состав Комиссии были включены другие государственные органы и представители, а именно:

  • Управляющий Центральным банком или его представитель;
  • Министр юстиции представляет Президента в его отсутствие;
  • Министр нефти и минеральных ресурсов;
  • Министр международного сотрудничества;
  • Министр финансов;
  • Министр государственного делового сектора;
  • Министр торговли и промышленности;
  • Министр по делам парламента;
  • Глава Государственного органа по делам;
  • Председатель Совета Министров;
  • Генеральный директор Главного управления по инвестициям и свободным зонам;
  • Помощник Министра юстиции по арбитражу и международным спорам (докладчик Комиссии);
  • Помощник Министра иностранных дел по правовым вопросам и договорам;
  • Представитель Министерства обороны;
  • Представитель Министерства внутренних дел;
  • Представитель Органа административного контроля;
  • Представитель Главной разведывательной службы.

Заседание Комиссии не считается действительным, если на нем не присутствуют ее председатель (Премьер-министр) или его представитель, а также не менее 50% членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих.

В новом Указе основное внимание уделялось составлению Комиссии из членов, обладающих высокой политической властью, и в нем не было определено наличие соответствующего министерства, а также технических экспертов по правовым вопросам на заседаниях, на которых требуется их присутствие и их опыт для обсуждения и принятия точных профессиональных решений.

Второе: Определение компетенции Комиссии

Новый Указ расширил и добавил больше полномочий к ранее заявленным в Указе № 1062 от 2019 года.

  • Утверждение международных экспертных бюро, арбитров, соответствующих характеру каждого спора, и юридических фирм, которым будет поручено защищать Египет в арбитражных спорах.
  • Предоставление заключений относительно заключения контрактов между государством и иностранными инвесторами, в которые включена оговорка о согласии прибегнуть к международному арбитражу, или других контрактов, заключенных с иностранным инвестором с целью обращения к арбитражу. При условии, что Комитет несет ответственность за разработку положений, регулирующих эти контракты, будь то арбитражная оговорка или другие регулирующие положения (включая форс-мажорные обстоятельства, изменение законодательства).
  • Оценка статуса арбитражных дел и ожидаемой позиции вынесенных по ним судебных решений.
  • Координация с Министерским комитетом по урегулированию споров по инвестиционным контрактам в отношении предложения и достижения мирного урегулирования между сторонами спора.
  • Утверждение сборов, расходов и других издержек, необходимых для защиты в международных арбитражных спорах.
  • Другие задачи, возложенные на него Президентом Республики или Премьер-министром.

Новый указ не устанавливал никаких критериев относительно того, что считается регулирующим положением, а также критериев, методов или условий для выбора юридических экспертов, юридических фирм и технических экспертов.

Третий: Технический секретарь

Новый указ изменил структуру Технического секретаря и добавил в него других членов. В нем также говорилось, что Технический секретарь должен встречаться ежемесячно или по мере необходимости на основании приглашения, направленного главой Технического секретаря (помощником министра юстиции), и готовить отчет с результатами каждой встречи для отправки в Комиссию, однако в Новом Указе не упоминалось о компетенции Технического секретаря.

Четвертое: Ограничение на заключение контрактов между государством и иностранными инвесторами

Новый Указ ограничивает любые административные органы, такие как министерства, общественные организации, правительственные учреждения и их дочерние агентства или компании, в которые государство вносит какой-либо вклад, принимать любые из следующих мер без обращения в Комиссию:

  • Заключение любых контрактов с иностранным инвестором или подписание любых контрактов, содержащих пункт о согласии обратиться в международный арбитраж, или внесение любых поправок в эти контракты.
  • Принятие любых мер или действий в отношении любого арбитражного спора.

Новое одобрение добавляется ко всем соглашениям, связанным с арбитражем. Принимая во внимание, что статья 1 Закона № 9 от 1997 года о внесении поправок в Закон Египта об арбитраже гласит, что в отношении споров, связанных с административными контрактами, соглашение об арбитраже должно быть достигнуто с одобрения компетентного министра или должностного лица, принимающего на себя его полномочия в отношении публичных юридических лиц. Не говоря уже об одобрении, которое должен получить советник, назначенный Консультативным комитетом, учрежденным Органом Государственного совета, поскольку статья 58 Закона № 47 Государственного совета от 1972 года гласит, что любому министерству, государственному органу или правительственному учреждению не разрешается заключать, принимать или санкционировать какой-либо контракт, примирение, арбитраж или арбитражное решение, стоимость которого превышает пять тысяч египетских фунтов, без проведения референдума компетентным департаментом (Консультативный комитет Государственного совета). Таким образом, Новый указ не смог упорядочить вышеуказанные согласования и их сроки.

Новый указ вызывает ряд вопросов относительно того, обладает ли Комиссия достаточными возможностями, временем, техническим опытом и рабочей силой для рассмотрения всех контрактов, участником которых является государство, полностью или частично. Кроме того, в новом декрете не указано, являются ли решения, принятые Комиссией, обязательными для компаний, в которые государство вносит какие-либо вклады, или для государственных компаний, в то время как в декрете № 1062 от 2019 года говорится лишь о том, что решения Комиссии будут обязательными для административных образований после их ратификации Кабинетом министров. В Новом Указе не указаны сроки, в течение которых Комиссия должна выполнять свои функции, упомянутые в Новом Указе, что может помешать заключению контрактов с иностранными инвесторами; следовательно, последние могут пересмотреть свое отношение к инвестированию в Египет. Кроме того, Новый указ не предусматривает наказаний для тех, кто нарушает его положения.

Следовательно, неизвестно, будет ли Новый Указ способствовать и увеличивать инвестиции в Египте или будет препятствовать, поскольку упомянутые требования и препятствия из-за лазеек в Новом Указе могут привести к отказу в исполнении или заключении новых контрактов с иностранными инвесторами или даже задержать процесс переговоров по любому последующему контракту или внесению изменений в предыдущие контракты.

New Restriction on Arbitration Clauses in State – Youssry Saleh Law Firm

New Restriction on Arbitration Clauses in State – Foreign Investor Contracts

Zaynab Ismail   16 Feb 2021   129 Views
New Restriction on Arbitration Clauses in State – Foreign Investor Contracts

In order to improve the Egyptian status with regards to the international arbitration disputes, in which the state is party of whether wholly or partially, the Egyptian Prime Minister has issued a new Decree No. 2592 of the year 2020 (hereinafter referred to as the “New Decree”), which fundamentally and ambiguously amended the provisions of the Decree No. 1062 of the year 2019 on organizing the Supreme Commission to study and provide opinion on international arbitration cases, in which the state is part of.

Decree No. 1255 of the year 2014 established this Commission; the latter Decree was canceled and replaced by virtue of the Decree No. 1062 of the year 2019.

First: Formation of the Commission

New Decree changed the name of the Commission to be the Supreme Commission for Arbitration and International Disputes (hereinafter referred to as the “Commission”). New Decree reformed the Commission, where it added other governmental authorities and representatives to the Commission to be as follows:

  • Governor of the Central Bank or his representative;
  • The Minister of Justice shall represent the President in his absence;
  • Minister of Petroleum and Mineral Resources;
  • Minister of International Cooperation;
  • Minister of Finance;
  • Minister of Public Business Sector;
  • Minister of Trade and Industry;
  • Minister of Parliamentary Affairs;
  • Head of the State Cases Authority;
  • Chairman of the Council of Ministers Council of Advisors;
  • CEO of the General Authority for Investment and Free Zones;
  • Assistant Minister of Justice for Arbitration and International Disputes (Rapporteur of the Commission);
  • Assistant Minister of Foreign Affairs for Legal Affairs and Treaties;
  • A representative of the Ministry of Defense;
  • A representative of the Ministry of Interior;
  • A representative of the Administrative Control Authority; and
  • A representative of the General Intelligence Service.

Commission’s meeting is not considered valid unless attended by its chairman (Prime Minister) or his representative and at least 50% of the Commission’s members, the Commission’s decisions are issued by the majority of the votes of those who are present.

New Decree focused on composing the Commission of members with high political power and it failed to determine the existence of the concerned Ministry as well as the legal technical experts in the sessions in which their existence is required and their expertise is needed to discuss and reach accurate professional decisions.

Second: Setting Commission’s Competencies

New Decree broadened and added more competencies to the previously stated in Decree No. 1062 of the year 2019.

  • Approving international expertise offices, arbitrators appropriate for the nature of each dispute and law firms who will be assigned to defend Egypt in arbitration disputes.
  • Providing opinions concerning conclusion of contracts between the state and foreign investors in which a clause agreeing to resort to international arbitration is included or other contracts concluded with a foreign investor for the purpose of resorting to arbitration; Provided that the Committee shall be responsible of drafting the provisions governing these contracts, whether the arbitration clause or the other governing clauses (including but not limited to force majeure, changing laws).
  • Evaluating the status of arbitration cases and the expected stance of the judgments issued therein.
  • Coordinating with the Ministerial Committee for Settlement of Investment Contracts Disputes with regards to proposing and reaching an amicable settlement between the parties of the dispute.
  • Approving fees, expenditures and other expenses necessary to defend international arbitration disputes.
  • Other tasks assigned to it by the President of the Republic or the Prime Minister.

New Decree did not set any criteria concerning what is deemed as a governing clause nor the criteria, method or conditions for choosing legal experts, law firms and technical experts.

Third: Technical Secretary

New Decree restructured the formation of the Technical Secretary and added other members to it. It stated as well that the Technical Secretary shall meet monthly or whenever necessary by virtue of an invitation sent by the head of the Technical Secretary (Assistant of the Minister of Justice) and prepare a report with the results of each meeting to be sent to the Commission, however, New Decree did not mention the competencies of the Technical Secretary.

Fourth: Restriction on Concluding Contracts between the State and Foreign Investors

New Decree restricts any of the administrative bodies such as ministries, public bodies, government agencies and their affiliated agencies or companies in which state contributes by any kind of contribution to take any of the following measures without referring to the Commission:

  • Concluding any contracts with a foreign investor or signing any contracts containing a clause agreeing to resort to international arbitration, or making any amendment to these contracts.
  • Taking any measure or action regarding any arbitration dispute.

A new approval is added to all the agreements that is related to arbitration. Whereas Article 1 of Law No. 9 of the year 1997 concerning the amendment of the Egyptian Arbitration Law, states that with regard to disputes relating to administrative contracts, agreement on arbitration shall be reached upon the approval of the competent Minister or the official assuming his powers with respect to public juridical persons. Not to mention the approval that must be taken by the advisor appointed by the Advisory Committee established by the State Council Authority as Article 58 of the State Council Law No. 47 of the year 1972 states that it is not permissible for any ministry, public authority, or governmental agency to conclude, accept or authorize any contract, reconciliation, arbitration, or arbitration award whose value exceeds five thousand Egyptian Pounds without a referendum by the competent department (State Council’s Advisory Committee). Hence, New Decree failed to organize the above approvals and their timelines.

New Decree raises several questions with regards to whether the Commission has sufficient capabilities, time, technical experience and manpower to review all the contracts to which the state is a party to whether wholly or partially. Moreover, New Decree failed to mention whether the decisions issued by the Commission is binding on the companies in which the state contributes by any kind of contributions or the state-owned companies, whereas Decree No. 1062 of the year 2019 only mentioned that the Commission’s decisions will be binding after being ratified by the Cabinet on the administrative entities. New Decree overlooked the timeline during which the Commission should perform its roles mentioned in the New Decree, which might hinder the conclusion of contracts with foreign investors; hence, the latter might rethink about investing in Egypt. Additionally, New Decree did not impose penalties on those who violates its provisions.

Consequently, it is not known whether New Decree will facilitate and increase the investments in Egypt or will hinder as the requirements mentioned and the obstacles due to the loopholes of the New Decree might lead to failure of executing or concluding new contracts with foreign investors or even delay the negotiation process of any subsequent contract or the amendment of previous contracts.

Zaynab Ismail- corporate lawyer in Egypt

Zaynab Ismail

Attorney at law

Z