Где находится Covid-19 между форс-мажорными обстоятельствами и трудностями?

user rusadmin calender 27 Сен 2022 views 33 Views
news

После быстрого распространения нового коронавируса «Covid-19», о котором впервые было сообщено в провинции Ухань, Китай, в декабре 2019 года, 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила Covid-19 пандемией.

Вирус распространился по странам на международном уровне, что привело к объявлению «чрезвычайного положения» в некоторых странах, а затем к полной изоляции в качестве способа сдерживания распространения Covid-19 в других странах, причем последнее имело не только медицинские и социальные последствия, но также экономические и юридические последствия для бизнеса и контрактов по всему миру. Определение юридических последствий Covid-19 для контрактов зависит от определения характера события, независимо от того, считается ли оно форс-мажором или затруднением. Однако существует путаница между форс-мажорными обстоятельствами и трудностями, поскольку оба эти явления похожи, но в то же время отличаются, как указано ниже.

Форс-мажор — это французский термин, который означает превосходящую или непреодолимую силу. Форс-мажорные обстоятельства освобождают сторону от ответственности, если непредвиденное событие возникает вне контроля этой стороны, препятствуя последней выполнять свои обязательства, не подвергаясь штрафным санкциям. Непредвиденными событиями могут быть всевозможные стихийные бедствия, пожары, дорожно-транспортные происшествия, войны, беспорядки, революция, терроризм, саботаж, забастовка и т.д. Форс-мажорные обстоятельства регулярно требуют неожиданного наступления таких событий. Однако форс-мажорное событие не будет применяться, если стороны ожидали, что инцидент произойдет. Например, если в определенном регионе неоднократно происходят наводнения, пожары в засушливых странах и стороны пренебрегли необходимыми мерами предосторожности. Таким образом, форс-мажорное событие можно было бы в целом описать как событие, которое оказывает непредсказуемое влияние на договорные отношения извне и которого, несмотря на то, что стороны проявляли максимальную осторожность, все же нельзя было избежать.

В то время как трудности — это состояние, которое вызывает трудности или страдания. Это определяется как событие любого характера, будь то юридическое, экономическое, политическое или финансовое, произошедшее после заключения контракта, которое было непредсказуемым на момент заключения контракта, несмотря на использование максимальной осторожности, что приводит к препятствию выполнения обязательств. Трудности признают, что стороны должны выполнять свои обязательства, даже если исполнению будут препятствовать более серьезные трудности, чем можно было бы разумно ожидать во время заключения контракта. Однако, если дальнейшее исполнение стало чрезмерно обременительным, но все еще в принципе возможным для исполнения вследствие события, не зависящего от воли стороны и столкнувшейся с фундаментальными трудностями, которые не предполагались в момент заключения договора. Оговорка о затруднительном положении может обязать стороны провести переговоры об альтернативных условиях договора. Трудности направлены на обеспечение более высокого уровня гибкости и баланса рисков между сторонами.

Форс-мажорные обстоятельства и трудности — это два разных принципа, даже если они одинаковы в обращении. Различие между этими двумя принципами заключается в их предварительных условиях и правовых последствиях.

Чтобы применить форс-мажорные обстоятельства к делу, юридические обязательства стороны должны стать невозможными для всех из-за обстоятельств, которых никто не может избежать (например, вызванных сильным землетрясением).

В то время как трудности связаны с ситуациями, в которых выполнение обязательств не стало невозможным для потерпевшей стороны, а только затруднилось. Возможность продолжать конкретное выполнение контракта, несмотря на чрезмерное влияние изменения обстоятельств, является характерной чертой трудностей. В условиях пандемии COVID-19 такая возможность в большинстве случаев не предоставляется. Однако в ряде сценариев исполнение контракта, хотя и в измененной форме, все еще может быть возможным при условии, что контракт может быть адаптирован к этим изменившимся обстоятельствам.

Еще одно различие между этими двумя принципами заключается в их правовых последствиях. Правовым последствием форс-мажора является то, что одна сторона не может выполнить свои договорные обязательства и поэтому освобождается от таких обязательств на время форс-мажора. Правовое последствие трудностей заключается в том, что даже если исполнение обязательств стало затруднительным, стороны не освобождаются от них, в то время как стороны в принципе все еще могут выполнять свои договорные обязательства и исполнять контракт. В зависимости от договорного соглашения между сторонами или применимого законодательства и/или согласованных правовых последствий в отношении форс-мажорных или тяжелых обстоятельств, договор будет автоматически приведен в соответствие с обстоятельствами; сторонам придется заново согласовывать детали договора, которые затрагиваются изменением, временно приостанавливать или прекращать действие договора или полностью расторгать его. Таким образом, лучше тщательно проверить ваш договор, применимое законодательство и/или конвенции, чтобы определить правовые последствия произошедшего события.

Соответственно, рассмотрение Covid-19 как форс-мажорных обстоятельств или трудностей зависит от окружающих обстоятельств, тогда как если выполнение обязательства невозможно, то это должно рассматриваться как форс-мажорные обстоятельства. Например, Поставщик в Италии (где действует полный карантин) и дистрибьютор в Египте. Для поставщика из-за полной изоляции страны будет невозможно выполнить обязательства по дистрибьюторскому контракту. В то время как, если исполнение обязательств обременено, но все еще может быть выполнено, то это должно рассматриваться как затруднение. Например, Поставщик и дистрибьютор в Египте, где действует частичный карантин, обязательства обеих сторон обременены, но все еще могут быть выполнены.

Ни египетские законы, ни власти не определили, считается ли пандемия форс-мажорными обстоятельствами или Трудностями. Однако эти принципы уже регламентированы в Гражданском кодексе Египта № 131 от 1948 года. Если Стороны не урегулировали применение и обстоятельства какого-либо из принципов в договоре, то применение любого из принципов будет зависеть от типа обязательств, является ли исполнение невозможным или обременительным. Принимая во внимание, что премьер-министр Египта постоянно издает временные указы во время пандемии, чтобы уменьшить распространение вируса среди жителей Египта, включая полную или частичную приостановку международных рейсов, комендантский час, приостановку экспорта определенных продуктов, таких как бобовые, закрытие кафе и ресторанов, и т.д. Соответственно, применение принципов в Египте будет зависеть от характера договорных обязательств наряду с сопутствующими обстоятельствами и постоянным изданием египетских указов.

Between Force Majeure and Hardship, where does Covid-19 stand?

Between Force Majeure and Hardship, where does Covid-19 stand?

Zaynab Ismail   21 Jul 2020   626 Views
Between Force Majeure and Hardship, where does Covid-19 stand

Following rapid spread of the novel coronavirus “Covid-19” that was first reported in the province of Wuhan, China in December, 2019, on 11th of March 2020, the World Health Organization declared Covid-19 to be a pandemic.

The virus has spread internationally across the countries, which has led to the announcement of “emergency state” in some countries followed by a full lockdown as a way to contain the spread of Covid-19 in others, the latter did not have a health and social implications only but also economical and legal implications on businesses and contracts worldwide. Determination of legal implications of Covid-19 on contracts depends on defining the nature of the event, whether it is considered to be a force majeure or a hardship. Confusion, however, exists between force majeure and hardship as both are similar but different as stated below.

Force majeure is a French term, which stands for superior or irresistible force. Force majeure frees a party from liability, if an unforeseen event arises beyond the control of that party, preventing the latter from performing his obligations, without incurring penalties. Unforeseeable events might be natural disasters of all kinds, fire, traffic accidents, wars, riots, revolution, terrorism, sabotage, strike, etc. Force majeure regularly requires an unexpected occurrence of such events. However, a force majeure event will not be applicable, if the parties expected that the incident will occur. For example, if in a certain region, floods occur repeatedly, fire in dry countries and parties neglected to take the required precautionary measure. Therefore, a force majeure event could be generally described as an event that has an unpredictable impact on the contractual relationship from the outside and that, despite the parties taking the utmost extreme care, but still the event was not avoidable.

While, hardship is a condition that causes difficulty or suffering. It is defined as any event of any nature whether legal, economic, political or financial occurring after the conclusion of the contract, which was unforeseeable at the time the contract had been concluded, despite using the utmost care, which leads to hindering the performance of the obligations. Hardship recognizes that parties must perform their obligations even if the performance will be hindered more difficult than one would reasonably have anticipated at the time of the conclusion of the contract. However, where continued performance has become excessively burdensome but still basically possible to perform due to an event beyond a party’s control and being confronted with fundamental difficulties not anticipated at the time the contract was concluded. A hardship clause can oblige the parties to negotiate alternative contractual terms. Hardships aim at providing a higher level of flexibility and balance the risk between the parties.

Force majeure and hardship are two different principles even if they are alike in treatment. The differentiation between these two principles lies in their preconditions and legal consequences.

To apply force majeure to a case, the legal obligations of a party must become impossible for everybody due to circumstances that nobody can avoid (e.g. caused by a major earthquake).

While, hardship is concerned with situations in which the performance of the obligations has not become impossible for the aggrieved party but only hindered. The possibility to continue specific performance of the contract despite the excessive impact of the change of circumstances is a characteristic feature of hardship. In the COVID-19 pandemic, this possibility is not given in most of the cases. However, in a number of scenarios, performance of the contract, albeit in a modified form, might still be possible, provided that the contract could be adapted to these changed circumstances.

Another difference between the two principles is their legal consequences. The legal consequence of force majeure is that one party cannot fulfill its contractual obligations “impossibility” and is therefore relieved from such obligations during the time of force majeure. The legal consequence of hardship is that even if the performance of the obligations became hindered, the parties will not be relieved whereas the parties can basically still fulfill their contractual obligations and perform the contract. Depending on the contractual agreement between the parties or the applicable law and/or the agreed legal consequences with regards to force majeure or hardship, the contract will be adjusted to the circumstances automatically; the parties will have to re-negotiate the contractual details that are affected by the change, temporarily suspended or terminate the contract or entire termination. Hence, it is better to carefully check your contract, applicable law and/or conventions to determine the legal consequences of the occurred event.

Accordingly, considering Covid-19 as force majeure or hardship depends on the surrounding circumstance, whereas if the performance of the obligation is impossible, then it shall be considered as force majeure. E.g. A supplier in Italy (where there is a full lockdown) and a distributor in Egypt. For the supplier, due to the full lockdown of the country it will be impossible to fulfill the obligations of the distribution contract. While, if the performance of the obligations is burdened but can still be performed, then it shall be considered as hardship. E.g. Supplier and Distributor in Egypt, where there’s a partial lockdown, the obligations on both of the parties is burdened but can still be performed.

Neither the Egyptian Laws nor authorities determined whether the pandemic is considered as a Force Majeure or Hardship. However, the principles are already regulated in the Egyptian Civil Code No. 131 of the year 1948. If the Parties did not regulate the application and circumstances of any of the principles in the contract, then the application of either principle will depend on the type of obligations whether the performance is impossible or burdened. Whereas, the Egyptian Prime Minister is constantly issuing temporarily decrees during the pandemic in order to reduce the spread of the virus among the residents of Egypt, including but not limited to the total or partial suspension of the international flights, curfew, suspension of the export of certain products such as legumes, closure of cafes and restaurants, etc. Accordingly, the application of the principles in Egypt will depend on the nature of the contractual obligations along with the surrounding circumstances and the constant issuance of the Egyptian decrees.

Zaynab Ismail- corporate lawyer in Egypt

Zaynab Ismail

Attorney at law

Z